Вот это книга! Закончила читать «Фелин» Максима Балдова (купить книгу) от «Яузы» и нахожусь под сильным впечатлением.
Она напомнила мне культовый фильм «ДМБ»: та же смесь абсурда, солдатской бравады и подкупающей жизненности. Диалоги, ситуации, характеры — всё выписано блестяще! Юмор здесь чёрный, но беззлобный. И его, как и юмор из «ДМБ», можно растаскивать на цитаты.
Уже понятно, что книга совсем не про пафос. Она про вонь, говно (простите), пьяных орков (простите ещё раз, но цитирую автора), кошку Багиру, которая командует комбатом, и про то, как на войне можно про*бать дрон, а потом искать его на минном поле по карте совсем другого минного поля. Это — максимально антиглянцево, грубо, смешно и, чёрт возьми, честно. Никогда не думала, что буду так ржать от книги про СВО.
Герои у автора получились очень зрелищными. Каждый — со своими тараканами, слабостями и смешными привычками. Они ругаются, ворчат, «косячат», но в нужный момент оказываются там, где должны быть.
Главный герой и автор-рассказчик книги — Фелинолог. Бывший торговец и кладовщик, отлично знающий цену вещам и людям. Реалист и скептик, он несколько отстранённо наблюдает за безумием войны. Его внутренний монолог и диалоги полны сарказма и точных, убийственных замечаний в адрес командования, тыловиков, военкоров. Фелин не геройского вида: коренастый, ворчливый, вечно хочет спать и чтобы от него отстали. Но он именно тот, кто способен по бартеру «выцепить» за три коробки ненужного горохового концентрата семь одноразовых гранатомётов.
Его командир Липецк выглядит и ведёт себя как офисный планктон, заблудившийся в окопах. Постоянно ноет, тупит и вступает в конские экскременты. Кажется, что он на этой войне — совершенно случайно. Но именно его расчёт — один из самых эффективных.
Этанол — ходячая катастрофа. Он вечно пьян, воняет, не меняет носки неделями, регулярно что-то ворует у своих же (от ножа до паспорта, чтобы онлайн-кредиты взять). Его все гонят от себя, никто не хочет с ним жить в одном блиндаже. В наказание за перманентные «косяки», он роет ямы под сортиры. А потом он погибает во время боя с ДРГ. Тот, кого все считали бесполезным и презирали, не побежал и не спрятался. Он занял оборону и дрался до последнего.
Пшик — легендарная личность, бесстрашный сапёр без пары пальцев, у которого «отсутствовал страх перед минами, начальством и водкой». Но в историю он вошёл не этим. А тем, что привёл проститутку, заплатил ей, а потом... уснул. Прямо во время процесса. Весь отряд сбежался на этот цирк, делая ставки, выдержит ли путана или сбежит. Не выдержала. Ушла, проклиная всё на свете. Утром Пшика стыдили все, включая начштаба Волшебника: «Ты позоришь звание бойца армии Лаоса! Ну как так-то?! Привёл бабу и уснул!!!».
Эти и ещё много других историй — квинтэссенция книги. Она и про смех сквозь слёзы, и про то, что героем может оказаться самый неожиданный человек, и про то, что даже на войне жизнь продолжается со всеми её бытовыми, смешными и очень человеческими подробностями.
Заканчивается книга предложением руки и сердца Фелина своей девушке. После всего, через что прошёл герой, этот момент звучит особенно трогательно и обнадёживающе. Автор, Максим-Фелинолог, не дал войне отнять у себя самого главного: способности любить, строить будущее и верить в мирную жизнь.
Автор: «Кризис драмы».
Интересное:


2 комментария:
Да орки мы, да мордоряты!
Закончил чтение книги товарища Балдова «Фелин» и уже пустил ее по рукам, а заодно, пока есть время, сел писать на нее отзыв. Что могу сказать о данном произведении? Ржал, рыдал, думал. Больше всего о том, почему наше родное ПВД стало ВПДм, из-за чего полкниги резало глаз. Это ведь как футбол называть болфутом – вроде одно и то же, а бесит.
Теперь серьезно, книга действительно классная в первую очередь своей жизненностью и тем, что дает людям далеким отсюда некое представление, что такое война. Особенно порадовало отсутствие в ней ставшей ныне обязательной чернухи вроде «пишу вам, вытаскивая свой оторванный ботинок из живота пригнанного сюда под пулеметом зэка».
Нет, остальные авторы тоже не врут, потому что война разная для Фелина, меня и бойца «Шторма». Она разная даже для двух человек из одной группы, не говоря про разные направления и специальности. Но Максим смог показать ее именно в тех местах и моментах, в которые так или иначе попадали мы все. И показать ровно с тем чувством, без которого на войне быстро снесет крышу – юмором, ибо именно он, да Господь реально спасает, а никакой не Минздрав.
Тем более, что сама история добровольца-бплашника мне не то, что близка, а родная. Пусть заход в эту войну и был разным – мы поперли туда толпой с одного городка и одной компанией, где ты людей знал годы, а то и всю сознательную жизнь, тем не менее все остальное попадает точно в самую эту самую.
Попадает настолько, что через каждый абзац начинается, а «помнишь, как нас на»… И все прочтение превращается не в глубокое осмысление философского послания автора, а в беседу между матерым «Барсиком» «Фелином» и кучкой трясущихся в «буханке» по имени «Танюша» (ибо известно, что только Таньки грязи не боятся) или у буржуйки группы «орлановцев», которым не сиделось на попе ровно и понесло еще в 23-м на границу Родину спасать.
Да, у нас нет «синих рысей» (чему откровенно рад) и «камыш горит» исключительно иногда во время возвращения домой (где мне приходится выполнять роль пресс-алкаша), а потому физически не может быть «Этанола», но зато есть суржикоговорящий «Горыныч», который силой слова устраивал эвакуацию сел и участка ГАИ, до смерти пугал доярок и ухитрился срочно перепрошивать рации у всего соседнего батальона МОРФов.
Есть кипешной Малой, да и в целом есть столько колоритных орков всех пород и размеров, что просто невозможно не начать сравнивать с «фелинскими» «БАРСами». Потому что война – это не только жуть, страх, смерть. Это в первую очередь дружба, готовность умереть за товарища, пришедшие для защиты Родины люди на идее (иногда на дикой, но идее), которые ухитряются не просто выживать и воевать в состоянии утерянной и забытой «зоны комфорта», но и при этом оставаться людьми, любить и мечтать, смеяться над собой.
Потому решительно рекомендую к прочтению как тем, кому шило не дало усидеть дома, так и тем, кто далеко от войны. Да, мы не идеальны, не говорим красивыми фразами пафосных речей (ладно, почти не говорим). Да, орки мы из Мордора, неделями и месяцами не бреющиеся, в старой застиранной (зато подогнанной и жутко удобной) форме.
Да, так вышло, что в эльфийской степи силы объединённого ЛГБТ (признано экстремистским и запрещено в РФ) останавливал не профрембо, а кочегар, а дорогу от дронов прикрывают не киборги, а журналист, актер, водитель и сварщик, тем не менее именно здесь ты видишь людей такими, какие они есть, и понимаешь, что именно они – лучшие люди этой страны.
Руслан Ляпин
Мысль возникла насчет прозы про СВО. Не писатели должны дорасти, осознать и переполниться. А читатели должны созреть для такой литературы.
Мне вообще кажется, что книги про СВО пишутся сейчас не для нас, современников, а для будущего молодого поколения. Которое будет читать их не со скепсисом (неизбежным сегодня, когда параллельно читаешь Telegram-каналы), а спустя годы с благоговением, восхищением и благодарностью героям.
Тг-канал «Кризис драмы»
Отправить комментарий