четверг, 6 июня 2024 г.

Мама,‏ ‎я ‎в ‎больнице

Мама,‏ ‎я ‎в ‎больнице

    Игорь Ашманов выложил пост о том, какие людоедские и высокотехнологичные «разводки» по телефону сейчас бывают. Глаза дыбом встают.

    Сначала — три «кейса» из последних нескольких дней.

 

 

1. «Мама, я в больнице»

    Казалось бы, схема старая, но есть явные инновации.

    Моя жена, на прошлой неделе, едет в 12 ночи с вокзала с водителем. Звонок от «дочери»: «Мама, это я — Саша. Я попала под машину на переходе, сейчас во "Второй Травме" на Ленинском, у меня сломано два ребра».

    Ситуация абсолютно жизненная и очень таргетированная: дочь — действительно Саша, она только что, несколько дней назад, вернулась из реальной больницы (в метро на лестнице упала, разбила бутылку, порезала руку. Голос — очень похож (с точностью до всхлипываний и рыданий).

    Мать верит: она устала от деловой поездки, поезда, ночь, дочь только что реально была в реальной больнице с реальной травмой, голос похож.

    Дальше начинается схема: ой, там ещё девушку на переходе сбили из-за меня, она в реанимации, следователь говорит, что надо заплатить за лечение, тогда не будет уголовного дела, трубку берёт следователь («вашу дочь вызвали к хирургу»), расспросы, как можете заплатить, потом снова «дочь», только что «вернувшаяся от хирурга».

    Далеко не сразу мать понимает, что это — «разводка»: уровень стресса и переживаний за дочь очень высокие. Водитель уже набирает на навигаторе маршрут до «Второй Травмы на Ленинском».

    К счастью, расспросы «следователя» про банковские счета и приказ не приезжать в больницу («приезжать не надо, вас к ней всё равно не пустят») — срабатывают как триггер и просветляют ум. Дальше мать задаёт «дочери» условленный в нашей семье проверочный вопрос «Саша, как звали нашу кошку?». В ответ — молчание. Второй раз на проверочный вопрос «дочь» тоже не отвечает, отбрёхивается, жена вешает трубку.

    Звонит дочери: она дома, в порядке, мирно спит.

    Вообще «разводки» «Мама, я попал в аварию» — старые, известные. Но этот случай — заметно отличается. Какой-то новый уровень интимности, детальности, точности.

    Всё — необычайно достоверно и жизненно. Очень таргетированно. Имя дочери, больница, травмы, голос. Огромная сумма «за лечение» — 900 тысяч рублей (непохоже на работу по площадям). Есть подозрение, что данные «слиты» из больницы. Или это какой-то перехват коммуникаций: распознавание голосовых звонков, «слив» из «Телеги».

 

2. Групповая «взятка» тренеру

    Буквально вчерашняя история со знакомым: «следователь СК по особо важным делам» звонит его племяннице, студентке, говорит, что они всей группой давали взятки физруку, будет возбуждено уголовное дело. Присылает «постановление о возбуждении уголовного дела» (в «Телеграме»!).

    Физрук существует, ему действительно приплачивали за дополнительные занятия. Факт-то реальный. Хотя никакого преступления в этом нет.

    Вся семья в шоке, женщины (там одни женщины) мечутся, уговоров не слышат, не верят, что это «разводка»: потому что их эмоции-то настоящие, значит, и дело — настоящее. Сам «следователь» (по особо важным делам о 5 тысячах рублей) — явно фальшивый. Его должность, «постановление» и угрозы — корявые, неубедительные. Звонки — нелепые. Но это не влияет: внимание уже захвачено, темп давления сохраняется.

    Что обращает на себя внимание: опять кинжально острое таргетирование, реальная ситуация (тренеру реально приплачивали). «Слиты» реальные данные: сама ситуация, номера телефонов, имена (возможно, взломан «Телеграм» кого-то из участников или физрука).

    И ещё одно необычное, я о таком никогда раньше не слышал: в этот раз сразу наваливаются на группу «разводимых» — звонят и рассылают веером, как минимум, троим студентам и самому физруку.

    Казалось бы, это хуже для мошенников: кто-то в группе окажется более разумным и поймёт «разводку». Но нет, всё срабатывает: толпа вместе — ещё глупее.

    Группа начинает входить в резонанс, подогревает ужас и стресс друг друга. Ну как же: мы же все знаем, что это — правда, действительно приплачивали тренеру, действительно всем звонит следователь.

 

3. Сдавали машину в автосервис

    Это «разводка» — сама простая и элегантная. Человек сдал машину в сервис. Ему перезванивают «из сервиса». Сдали нам машину? Сдал. Мы посмотрели. Нужно сделать то-то и то, займёт столько-то времени, переведите двадцаточку на запчасти и расходники.

    Сосед, рассказавший историю, говорит, что уже видел в автосервисах объявление о том, что «Мы принимаем платежи только через кассу в этом зале, не "ведитесь" на звонки, это — мошенники!». То есть схема уже распространённая по всей стране.

    Опять: сверхточное таргетирование, слив крайне актуальных данных (пары часов не прошло), крайне убедительный антураж и детали.

    И встают вопросы: кто «сливает» данные о том, что вы заехали на автосервис или что вы были у врача? Сами автосервисы? Все подряд? Вряд ли.

    Это или какие-то мегапопулярные приложения, или сотовые компании. Других вариантов нет.

    Автор: «Логи внутренних диалогов».

Интересное:



Другие посты по этой теме:



Комментариев нет: