Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно выделить типичные «рисунки». Для описания некоторых подобных паттернов в психологии существует понятие «акцентуация». Так называют сумму наиболее ярко очерченных свойств характера, которые ещё находятся в пределах клинической нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определённого типа. Шизоидная акцентуация — один из её вариантов. Мы расскажем о том, что отличает шизоида от шизофреника и человека с синдромом Аспергера, каковы сильные и слабые стороны этого типа и в каких отношениях он находится с близкими и с социумом.
Отстранение как защита
Рассказ о том, что же из себя представляют люди с шизоидной акцентуацией, стоит начать с понятия психологической защиты. Зигмунд Фрейд, увлечённый не только психологией, но и, внезапно, военной теорией, любил термины войны — и именно он ввёл в обиход данное понятие. Он назвал так бессознательные психологические механизмы, которые помогают нам сберечь наш внутренний мир, его целостность.
Психологические тесты помогут вам в различных аспектах жизни
Не смотря на однозначность слова «защита», речь далеко не всегда идёт о ситуациях неблагоприятных воздействий извне. Психологические защиты, краеугольный камень в психологии, это способ познания человеком мира, способ адаптироваться к его условиям. Два человека с разными защитами будут по разному видеть имеющуюся проблему. К примеру, один сделает вид, что никакой проблемы не существует, а второй — обесценит саму цель, ради которой надо было эту проблему решить.
Разные психологи выделяют разное число психологических защит. Но, тем не менее, есть «основная команда», без которой не обходится ни один список. В неё, в частности, входит примитивное отстранение: в случае усталости, перегруженности информацией, стресса, агрессии извне — люди, которым свойственна эта защита, просто «выключаются из реальности» (засыпают, уходят в себя, переключаются на мир собственных фантазий, перестают реагировать на внешние раздражители, просто убегают).
Употребление веществ для изменения состояния сознания также может быть одним из видов примитивного отстранения.
Как правило, говоря о примитивном отстранении, обычно упоминают, что это защита, охотнее всего используемая шизоидами. Однако вопрос «что первично», в данном случае, вполне уместен: ребёнок, часто убегающий от реальности в мир собственных фантазий, «строит» этот мир, наполняет его новыми историями и смыслами и привыкает к тому, что внешнее окружение часто далеко не так увлекательно, как «внутренняя империя».
Таким образом, теория, согласно которой именно привычка к примитивной изоляции формирует шизоида, вполне имеет право на жизнь.
Шизоиды и не шизоиды
Прежде, чем говорить о том, какими бывают шизоиды, стоит сказать о том, кем они не являются.
Общий корень со словом «шизофрения» может ввести в заблуждение: шизоидная акцентуация — вовсе не то же самое, что и сама болезнь.
Как и со всеми прочими акцентуациями, здесь есть некий континуум, на одном из краёв которого находятся совершенно здоровые психологически люди с некоторыми, не слишком выраженными, чертами характера, свойственными шизоидам — индивидуализмом, некоторой закрытостью, склонностью беречь свои внутренние границы. Чем ближе к другому его концу, тем больше заостряются и выпирают эти черты и тем больше их способность «портить жизнь» человека.
И, наконец, на другом, патологическом, краю континуума, находится диагноз шизофрения. Как правило, люди, страдающие ей, до начала болезни были обладателями шизоидной акцентуации. Однако большинству (абсолютному большинству, к счастью) шизоидов шизофрения вовсе не грозит.
Из-за их замкнутости и отчуждённости, шизоидов можно спутать с людьми с диагнозами аутистического спектра. Например, с «аспергиками».
Однако если «аспи», зачастую, не понимают, что чувствуют или думают окружающие, шизоиды, как правило, чувствуют это очень остро. Просто далеко не всегда хотят что-то делать с этим знанием.
Человек с синдромом Аспергера, скорее всего, не заметит, что у его приятеля огорчённый вид и тот хочет, чтобы его утешили. Шизоид заметит и всё поймёт, но нет никаких гарантий, что он найдёт в себе мотивацию пойти утешать лично.
Сверхчувствительность и замкнутость
Хорошее понимание чужих эмоций — частный случай общей шизоидной чувствительности. Эти люди живут «без кожи» — они чувствуют очень многое и остро реагируют на стимулы извне: от капающей из крана воды до требования принять участие в корпоративе.
Чувствительность у шизоидов дополняется богатой эмоциональностью: в их мире очень много чувств. Вот только все они — внутри. И до поверхности доходят лишь немногие. Именно из-за этого шизоидов часто и ошибочно видят деревянными и бесчувственными.
Одинокие странники
Страх поглощения — один из ведущих в складе характера шизоидов. Их так часто можно видеть в одиночестве именно потому, что чувство принадлежности чему-либо видится угрозой их индивидуальности. Альберт Эйнштейн писал об этом:
«Моё страстное чувство социальной справедливости и социальной ответственности всегда странно контрастировало с моими высказываниями об ограниченной необходимости в прямых контактах с другими человеческими существами и общинами. Я — истинно "одинокий странник" и никогда всем сердцем не принадлежал ни моей стране, ни дому, ни даже моей семье; перед лицом всех этих связей я никогда не терял чувства дистанции и потребности в одиночестве».
Личные границы
Дистанция — способ сберечь свою индивидуальность, сохранить свой внутренний мир в безопасности от «захватчиков». Шизоиды куда больше живут «внутри», чем «снаружи», и высоко ценят границы своей внутренней империи. В то время, как другие, чувствуя себя плохо, стремятся «выйти к людям» и получить сочувствие, естественная реакция шизоида — залезть в свою «раковину» и отсидеться там до лучших времен.
У них, как правило, бывает немного доверенных друзей, они вовсе не стремятся в любовных отношениях считать партнёра «своей половинкой» (с чего бы вдруг, они и так целые). Это не значит, что они не ценят близость: просто, зачастую, им кажется, что ценой этой близости может стать их поглощение другим.
Таким образом, колебания между сближением и отдалением — естественное для шизоида состояние.
Вне норм и условностей
Люди с шизоидной акцентуацией часто бывают эксцентричны. Не напоказ: у них нет потребности в аплодисментах или доказательствах своей уникальности. Просто они либо не обращают внимания на социальные ожидания, либо игнорируют те из них, которые кажутся им бессмысленными и глупыми.
Ещё один из мотивов пренебрегать условностями — всё та же пресловутая шизоидная индивидуальность. Они нарушают нормы от того, что им кажется, что эти нормы «определяют» их, вынуждают стать хоть немного, но другими. Необходимость подстраиваться и соответствовать окружению вызывает у них неприятное чувство фальши и притворства.
Честность — ещё одно прямое следствие страха перед потерей индивидуальности. Среди всех акцентуированных людей у шизоидов меньше всего психологических защит, что означает, что они, как правило, лучше понимают собственные цели, мотивации и страхи.
С одной стороны, это дополняет их чувство инаковости «почему все эти люди постоянно врут себе», с другой — подобная эмоциональная искренность может стать проблемой для них же и привести к выгоранию.
Шизоиды и самовыражение
Именно для того, чтобы избежать выгорания, трансформировать собственные эмоции и выразить собственную индивидуальность, шизоиды выбирают себе наиболее творческие работы: те области деятельности, где они, с их богатым воображением, интеллектуальным потенциалом и нестандартным мышлением, могут проявить себя (наука, искусство, религия — всё это наиболее близкие шизоидам сферы деятельности).
Кому нужна помощь
Как понять, что человеку с шизоидной акцентуацией нужна медицинская или психологическая помощь? Как было написано выше, сама по себе, акцентуация не является проблемой. Но если какие-то отдельные черты, связанные с ней — изоляция, неумение «вписываться», проблемы с построением романтических отношений — вызывают серьёзный дискомфорт, стоит обратиться за помощью к психотерапевту.
Также с шизоидной акцентуацией часто связывают склонность к депрессии и ангедонию (неспособность испытывать радость). В этих случаях также стоит обратиться за помощью.
Автор: Елена Фоер.
Интересное:
Комментарии:
Nicholay Korobko
>Из-за их замкнутости и отчужденности шизоидов можно спутать с людьми с диагнозами аутистического спектра, например, «аспергиками».
Шизофрения, как психотический регистр шизоидной акцентуации очень часто в своей диагностической картине содержит аутизм (известные 4 «А" Блейлера). Последний возникает именно в следствии преобладания внутреннего мира над внешним. Это же подчеркивает Юдин в главе, посвященной расстройствам шизоидного круга, в своих "Психопатических конституциях»
С другой стороны, у Личко в «Психопатиях и акцентуациях характера у подростков» читаем:
«Название “шизоид» распространилось благодаря Е. Kretschmer (1921). Иные наименования этого типа характера: «странные и чудаки» [Kraepelin E., 1915], «патологически замкнутые», «аутистические психопаты” [Asperger H., 1944] и др.— употребляются значительно реже.»
Есть мнение, что попытки дать четкие рамки различным особенностям психики, а так же разграничить стадии их проявления (акцентуация-невроз-психоз) несовершенны. И что скорее всего, синдром Аспергера является частным явлением шизоидной акцентуации или непрогредиентного шизотипического расстройства с упором на аутизм. Или, возможно, имеет похожие физиологические механизмы с расстройствами шизоидного спектра.
Вообще тезис о том, что у шизоидов эмпатия развита,просто не находит выражения кажется мне сомнительным.
как-то так
15 июля 2015
Redaktirovat Gruppy
Не эмпатия развита,а чувственно-эмоциональная сфера личности. Но разница думаю в том, что шизоид воспринимает внешний мир более настороженно,что и влияет на его мировоззрение. Возможно поэтому чувство.-эмоц. сфера развита остро ,а эмпатия блокируется страхом за свое Я. Хотелось бы более подробно разобраться в причинах появления акцентуаций.
16 июля 2015
Alexander Fominykh
На эмпатию и сил немного остается. Если тебе в глаза светит прожектор, сложно принять участие в обсуждении волновой природы света.
16 июля 2015
Tatiana Kondrashova
Метафора с прожектором мне откликается. Лично я в близком контакте или при сильных (для меня) эмоциональных раздражителях теряю контакт с собой и не распознаю свои чувства и эмоции. Мне надо отстраниться на безопасное расстояние, тогда начинается адекватный отклик рождаться. А в контакте часто реагирую формально, по стандарту, по тому, что так принято реагировать и такие эмоции показывать. И это может восприниматься как равнодушие.
6 мар 2019
Alina Tchaitsyna
У нас есть эмпатия, и довольно часто бывает эмоциональная выразительность. А на сближение мы не идем не из страха, а их чувства безопасности, потому что люди, лучше обращающиеся с материальным миром, пренебрегают нашими предпочтениями. Страха потерять индивидуальность тоже нет. Есть опасение, что если ты будешь тем, как тебя видят другие, то не сможешь удовлетворять свои особые потребности в комфорте (внешнем и внутреннем).
Спасибо за внимание
P. S. Поддерживаю мнение о том, что стоит лучше изучить места пересечения различных спектров, как психотипов — психопатий, так и тех, которые рассматриваются как расстройства развития (аутизм), а также их биологической обусловленности.
13 фев 2016
Andrey Kononenko
А от лица каких «нас» вы говорите?
11 мар 2016
Alina Tchaitsyna
Часто на то, выглядят люди эмпатичными или нет, влияет склад характера (на логику или чувство опирается мышление), при условии, если у этих людей есть способности к распознаванию невербальных сигналов.
13 фев 2016
Larisa Boranukova
ох. самая точная характеристика для меня.
10 мар 2016
Tatiana Kondrashova
Спасибо за характеристику. Подходит. Я сравниваю свой способ выражения эмоций с самолетом, который парит над аэропортом и не может сесть. И наворачивает круги. Бывает, что улетает, так и не приземлившись (((
6 мар 2019
Дмитрий Сильченков
В науке есть понятие черного ящика, когда исследователи имеют некий объект, устройство, работа, взаимодействие со средой которого нам не известны и мы пытаемся воздействовать на этот объект и интерпретировать полученную реакцию. Постучали по черному ящику и по звуку предполагаем что там внутри, и из чего он может быть сделан. Психология (не могу назвать ее наукой) как раз именно такой способ познания мира. Но у точных наук рано или поздно появляются инструменты позволяющие заглянуть в черный ящик и узнать о нем все. Исключение, это экспериментальная психология, которая занимается вполне конкретными вещами, типа измерение скорости реакции водителя и т.п. Так, что все все более сложные категории и методы, которые постоянно возникают в психологии, это танцы с бубном вокруг черного ящика и не важно дольше, быстрее или разнонаправленнее вы будете плясать, это ни ничего не изменит. С другой стороны, опыт работы с людьми и наработанные методики у психологии огромны и вполне могут быть востребованы нейронауками и психиатрией, по сравнению с которыми психология уже давно — каменный век. Как и попытки делить людей по типам.
18 окт 2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий